Жидкотопливные портативные горелки вошли в обиход человека с 1892 года. Шведский инженер Франц Вильгельм Линдквист изобрел и разработал проект горелки, работающей на керосине, не имеющей фитиля и не образующей во время горения сажи. Основной принцип работы таких горелок со временем не претерпел изменений. Основной секрет заключен в том, что разогретое топливо быстро переходит в газообразное состояние и сгорает более эффективно и без нагара на посуде. Есть несколько принципов работы жидкотопливных портативных горелок. Два из них наиболее популярны.
Испаритель в виде трубки и испаритель в виде чашки с рассекателем. В первом случае жидкое топливо, попадая в нагретую на огне трубку из металла, мгновенно нагревается и переходит в газообразное физическое состояние. После чего, попадает в зону горения и сгорает практически без копоти. У такого варианта есть небольшой недостаток в виде образования нагара из минеральных веществ на внутренней стенке трубки. Для устранения этого недостатка производитель помещает в трубку металлический тросик, который там все время живет периодически откручивается и поступательными движениями чистит трубку изнутри.
Испаритель в виде чашки и рассекателя, наиболее неприхотливый вариант. После прогрева латунной чашки, топливо под давлением вырываясь из отверстия форсунки, ударяется об рассекатель, разбрызгивается на нагретые до красна стенки чаши и происходит микровзрыв с испарением топлива и эффективным его сгоранием. Из-за этого процесса горелка получается достаточно шумной, но при этом очень эффективной. В такой горелке может сгорать много типов жидкого топлива, вплоть до дизельного. Очистка такой горелки проще, чем конструкции с трубкой, достаточно просто вывернуть иглу из вентиля регулировки, который является одним целым с ней. Такое совмещение позволяет проводить само очистку прямо во время эксплуатации.
Жидкое топливо для портативных туристических горелок
Основным топливом для жидкотопливных и мультитопливных горелок является бензин высокой степени очистки типа Б-70 или Нефрас С2-80/120 известный среди российских пользователей как бензин "Калоша". Его применяют в большинстве типов горелок, так как он содержит небольшое количество примесей и не забивает трубки испарителей. Топливо очень калорийное и с трудом замерзающее.
АИ-92 – распространенный бензин относиться к неэтилированным, не обладает достаточной чистотой для работы в трубках-испарителях, но в испарителях чашечного типа успешно применяется. Применение этилированных типов бензинов и марок АИ-95, АИ-98 и т.п. допустимо в случаях острой необходимости. Сгорание таких типов бензина сопровождается выделением вредных продуктов сгорания присадок повышающих октановое число.
Керосин – хоть и не такой чистый, по свой сути, как очищенные бензины, но тоже очень калорийный и легкодоступный в продаже. Для чашечных испарителей подходит, для испарителей трубочного типа уже не подходит.
Дизельное топливо – применяется в портативных горелках редко, так как требует отдельной форсунки, менее калорийно и содержит много вторичных продуктов горения. Поддерживают его испарители чашечного типа, в трубках оно быстро приводит нарастанию нагара из нутрии. Например, фирма Primus делает серию всеядных мультитопливных горелок, которые с удовольствием едят и дизельное топливо.
Не рекомендуем применять в горелках различного вида ацетоны, растворители на их основе и легкие керосины типа уайт-спирт, так как кроме вреда уплотнителям и провоцировании протечек, это приведет к нанесению вреда здоровью. А так же более подходящий из всех нефрасов является именно нефрас С2-80/120.
Предупреждение: учтите, что недобросовестные производители могут фальсифицировать продукцию и маркировать ее, не в соответствии с реальным содержимым. Например, вместо бензина Б-70 можно встретить нефрас С2-80/120, а вместо бензина «Калоша» или «Галоша» разновидности легких керасинов типа уайт-спирит.